В 2018 году Боровск вошел в пятерку самых популярных для туризма малых городов России.
Интересный и еще не облюбованный туристами старинный городок всего в двух часах от Москвы. Однозначно стоит того, чтобы уделить Боровску один выходной, поддаться обаянию старины и проникнуться спокойствием пасторальных пейзажей.
Смотровых площадок в городе несколько, но самые лучшие находятся на колокольне Благовещенского собора и рядом со святым источником на восточной окраине города.
Боровск, расположенный в 90 км от Москвы, являлся одним из подмосковных центров старообрядчества и своеобразной святыней – здесь были заточены протопоп Аввакум и боярыня Морозова. Собственно, со старообрядцами и Циолковским и связана историческая привлекательность Боровска.
Феодосия Соковнина происходила из очень знатного рода, ещё до замужества оказалась приближена к царскому двору. В 17 лет она вышла замуж за боярина Морозова, дальнего родственника династии Романовых.
Но через 12 лет после свадьбы Морозов скончался. 30-летняя вдова много занималась благотворительностью, пускала в свой дом странников и юродивых.
Когда Никон затеял свои реформы, Морозова, что называется, ушла в оппозицию, вела активную переписку с протопопом Аввакумом.
За допросом последовал арест. Морозову доставили в Чудов монастырь. Именно этот момент запечатлён на знаменитом полотне Василия Сурикова: гордая и бледная боярыня-«расколоучительница» осеняет толпу зевак двуперстным крестом.
Ни Морозова, ни её сестра Урусова от своей веры не отреклись, и обеих сослали в Боровск. Содержали в жутких условиях, в земляной яме, морили голодом, и в итоге сёстры умерли. На месте ямы, где уморили сестёр, ныне старообрядческая часовня. Вообще старообрядческих и единоверческих церквей в Боровске едва ли не больше, чем принадлежащих РПЦ. И грандиозный Покровский собор словно ставит точку в дискуссии: всё-таки остаётся Боровск городом староверов.
Музей Циолковского функционирует с 1997 года. Здесь воссоздан быт съемной квартиры молодого ученого, который проживал в этом доме в 1887-1888 годах. Помимо предметов мебели и обихода, в музее представлена выставка научных работ Циолковского, показано его становление как исследователя Космоса и педагога.
Обычно большинство памятников (особенно современных) скучны и прямолинейны. Боровский памятник Циолковскому – не из их числа. Константин Эдуардович провел в городе 12 лет, преподавая в местном уездном училище. Он еще не успел стать светилом отечественной и мировой науки, и жителями Боровска воспринимался, как чудак и возмутитель спокойствия. Поэтому памятник получился более, чем уместный – немного несуразный человечек в валенках, пальто и шляпе, завороженно разглядывающий небо над головой. Настолько теплый и не пафосный образ очень трогает сердце и душу.
Некоторые дома украшены картинами и самая известная, «фреска» местной живой достопримечательности – Владимира Овчинникова, перебравшегося в Боровск на пенсию, и приступившего к украшению здешних домов своими картинами. Глобус Боровска представляет собой интересную карту города, пропущенную через фильтр художественного восприятия. Тут и указание на «дом с привидениями», и связанные с городом исторические личности, и много чего еще.
Основное скопление старинных домов и «фресок» художника Овчинникова встречает нас на улице Ленина (бывш. Успенской).
Стоит отметить деревянную усадьбу Шохиных, музей купечества старообрядческую церковь, превращенную в музейный комплекс. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Высоком – единственный в калужской области храм, являющийся памятником деревянного зодчества. Местные жители называют ее «храмом без единого гвоздя».
Считается, что первоначальная церковь была построена даже раньше знаменитых Кижей. В советские годы была заброшена и сильно обветшала, восстановлена в 2009 году. При церкви имеется великолепная смотровая площадка, с которой видны все колокольни в старинной части города. Виды открываются просто шикарные.
Пафнутьево-Боровский монастырь
Это мужская обитель, стоящая на пересечении двух рек на краю города. Она была основана в 1444 году игуменом Пафнутием Боровским. Именно здесь в Средние века были заточены старообрядцы. После церковной реформы патриарха Никона монастырь потерял былое величие, а в 1812 году основательно разорен французами.
В XX веке, в эпоху гонений на церковь, монастырь закрыли, а на его территории сначала устроили исправительную колонию, затем — сельскохозяйственный техникум.
В 1991 году обитель вновь открылась. Ее посетил патриарх Алексий Второй и благословил дальнейшее возведение разрушенных построек. Реконструкция части здания продолжается и по настоящее время.
Церковь Бориса и Глеба в Боровске
Храм свв. кн. Бориса и Глеба – один из наиболее ранних памятников каменной архитектуры Боровска (1704 г.) и замечательный образец храмовой архитектуры конца 17-начала 18 вв.
Первое упоминание о храме на месте церкви великомученников Бориса и Глеба относится к началу 17 столетия. Строение горело несколько раз за век. Позже возвели каменное здание, которое сохранилось до настоящего момента. В этом храме, как свидетельствуют исторические документы, Наполеон устроил свой штаб и конюшню. По легенде, одна из лошадей пропала, и французы захватили двенадцать крестьян, грозясь их убить, если вор не признается в краже. Тогда местный житель, старик Тит, взял вину на себя, и его утопили в качестве наказания. Водоем, где это произошло, протекает недалеко от храма и называется с тех пор Титовым прудом.
В церкви венчались его прихожане – бабушка и дедушка Ф.М. Достоевского по материнской линии. История храма уходит вглубь веков.
После 1917 года церковь закрыли и переделали в зернохранилище. Вплоть до 80-х годов XX века здание постепенно приходило в упадок, пока не начались реставрационные работы. Сейчас церковь вновь действует и проводит службы.